«Аэрофлот» на перепутье
Aвиакомпания "Аэрофлот" может прекратить эксплуатацию трех грузовых самолетов McDonnell Douglas MD-11F. Официальных комментариев пока нет, но источник в авиакомпании говорит, что "решение принято". По сведениям АТО, доля трех MD-11F в грузоперевозках "Аэрофлота" составляет около 38% по тоннажу и 40–45% по доходам.
Принципиальный вопрос — от чего именно отказывается "Аэрофлот": от устаревающих самолетов MD-11F или от своих позиций на рынке грузовых авиаперевозок?
Несмотря на стагнацию на мировом рынке грузовых авиаперевозок (его рост в 2001–2011 гг. сократился до 3,7%, тогда как в предыдущем десятилетии он превышал 6%), в ближайшие 10 лет прогнозируется рост на уровне не менее 5% в год, и грузовые перевозки играют очень важную роль в экономике пассажирских авиакомпаний. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, доля доходов от авиагрузоперевозок сейчас составляет около 10%, хотя у лидеров рынка, например у дубайской авиакомпании Emirates, она превышает 15%. Для сравнения: пассажиры премиум-классов, которым многие авиакомпании уделяют особое внимание, приносят около 22%. То есть грузоперевозки по доле доходов вполне сопоставимы с премиум-перевозками и при этом позволяют диверсифицировать и сбалансировать бизнес авиакомпании. В доходах "Аэрофлота" по итогам 2012 г. доля грузоперевозок составила 4,5%, так что компания имеет серьезные возможности для роста на мощном рынке авиаперевозок между Европой и Азией и достижения хотя бы среднеотраслевой доли на уровне 10%.